Психология в спорте. Роль родителей в тренировочном процессе.
Когда тренер и родители работают вместе — дети выигрывают.
Эстетическая групповая гимнастика – это красивый, но тяжелый вид спорта. И трудности в нем возникают не только при выполнении сложных гимнастических связок, но и в выстраивании отношений между тренером, ребенком и родителями.
Многое в этом плане зависит от поведения родителей. Они воспитывают в ребенке личность и выбирают спорт, как вид его профессиональной деятельности либо как средство становления (например, развития).
Однако в любом случае важно определить ту грань, где родитель не становится тренером, а тренер не становится родителем.
Участие родителей в тренировочном процессе
Каждый родитель желает своему ребенку только самого лучшего. Когда вы приводите девочку в эстетическую гимнастику, то отдаете её не в школу как таковую, а непосредственно тренеру. И поэтому желание поближе познакомиться с ним, поговорить и дать несколько советов зачастую оказывается непреодолимым.
И здесь важно помнить о нескольких основных правилах:
- обеспечение полной поддержки ребенка,
- выстраивание доверительных отношений с тренером,
- невмешательство в спортивно-тренировочный процесс,
- невмешательство в принимаемые тренером решения,
- воздержание от критики.
Каждое из этих правил сохраняет психологический баланс ребенка. Родители не вмешиваются в тренировочный процесс, а тренер – в личную жизнь и воспитание. Родители не делают замечания ребенку по поводу выступлений, а тренер не учит правильно держать нож и вилку за столом.
Во время занятий некоторым тренерам приходится сталкиваться с родителями, которые считают своей обязанностью присутствовать на каждой тренировке, давать рекомендации и делать замечания девочке, как правильно выполнять гимнастические элементы. Оказавшись в такой ситуации, каждый тренер будет чувствовать себя лишним, а ребенок будет разрываться между тренером и родителем.
Как не перейти черту?
И у тренера, и у родителя свои права. Они по-разному влияют на ребенка, поскольку имеют разные уровни компетенции. Однако любые их действия должны быть согласованы с интересами самого ребенка, а не их собственными амбициями.
Несколько рекомендаций, которые вам помогут:
1. Ищите компромиссы. Решить проблему недостаточно. Важно добиться того, чтобы она больше не повторилась. Если вас, как родителя что-либо не устраивает, говорите об этом прямо. Старайтесь совместно найти выход из любой проблемной ситуации и выстроить доверительные отношения с тренером.
2. Поставьте себя на место тренера. Вы развиваете в ребенке личность и занимаетесь его воспитанием. У тренера другая задача – обеспечить его успехи и достижения в спорте. Невозможно, чтобы эти аспекты жизни ребенка не пересекались, и к этому нужно быть готовым.
3. По возможности участвуйте в спортивной жизни ребенка. Главное, использовать правильные методы. Например, помогайте в решении организационных вопросов (организация проживания или питания на соревнованиях), но не переходите непосредственно в тренировочный процесс.
Как развить у ребенка веру в себя?
Родительская поддержка – это залог успешного и счастливого будущего детей. Поддерживая все старания и начинания ребенка, вы помогаете ему развиваться не только в личностном, но и спортивном плане.
Поддерживайте, любите и будьте рядом с ребенком, даже если он не соответствует вашим амбициям. Не сравнивайте его с другими детьми. Не навязывайте ребенку свое мнение о том, какой должна быть его спортивная карьера.
Нет идеальных тренеров и нет идеальных родителей. Каждый может совершать ошибки, но главное – научиться выстраивать здоровые и доверительные отношения друг с другом.